Мотив убийства Джона Леннона прост – зависть. Во все века и времена таланты и гении подвергались нападкам посредственностей. Всемирная история знает массу подобных случаев, самый известный – это история Моцарта и Сальери. Факты неоспоримы, и мотивы понятны. Интересно не это, а то, почему вообще такое явление существует и является ли оно продуктом биологии или это чисто социальное явление, свойственное только человеку.
Для начала надо разобраться, есть ли в природе среди животных факты убийства особей своего вида. Еще несколько десятков лет назад считалось, что этого не существует. Но впоследствии оказалось, что и тут мы не отличаемся от животных. И в пример идут не только высшие млекопитающие, но и бактерии и вирусы. А уж у приматов все как у людей. Единственное отличие в том, что животные инстинктивно убивают себе подобных только ради выживания рода (при перенаселенности ареала, например) и при генетической войне – имеется в виду борьба самцов за власть. Выигравший эту войну самец получает лучшую (с точки зрения генофонда) самку и доступ к ресурсам всего племени. Талант вожака неоспорим. Он оказался сильнее: хитрее и физиологичнее своего противника.
Среди людей с точки зрения выживания рода происходит то же самое. Но отличие в том, что в дополнение к инстинктивным действиям человек обладает ассоциативным мышлением, то есть умением сравнивать. Если сравнение по объективным критериям происходит не в его пользу, возникает зависть. Происходит разрыв в мышлении. «Я такой же как он (руки, ноги, голова, умею играть на гитаре), но почему-то другие считают его лучше меня. В чем же суть?»
Суть скрывается в умении транслировать вовне эмоции, которые человек чувствует внутри. Далее, как волновой эффект, эта эмоция задевает в других людях те же эмоции. То есть образы, возникающие от того, что вы прослушали музыку Джона Леннона совпадают с образами самого Джона Леннона. А вот в картине мира Марка Дэвида Чепмена эти образы не совпадали, ибо в строении его психики был изъян – неспособность чувствовать. Только механические повторения, которые не рождают в других людях сходных образов, что не дало ему стать гениальным музыкантом.
Музыка – это единственное изобретение человека, которое идет из бессознательного и не несет никакой информации, лишь чувства. А чувства – очень личная вещь. Одно и то же явление вызывает одни и те же чувства, разница лишь в градусе накала, и сопровождается визуальными и аудиальными якорями архетипических образов.
Чепмен все спланировал, потому что ему надо было куда-то девать свою злость на несоответствие. Он не мог жить на одной земле с Ленноном, как образом того, чего Чепмену никогда не понять. Это психопатическая ярость: необходимо уничтожить то, что рождает во мне недостижимость. Скорее всего слава «убийцы гения» его даже мало волновала. Он просто хотел жить без возможности сравнения. Удалить зависть, которая возникает только в сравнении. И не смог придумать ничего другого, чем удалить объект. Это проще, чем удалить зависть как явление.
Ну вот как-то так работает это. Джона Леннона убили не зачем, его убили почему. Потому что зависть.